26 июня 2019 года окончательно вступило в силу Постановление Правительства РФ №300. Документ вносит изменения в некоторые акты Правительства, корректируя механизм сертификации: правила выдачи разрешительных документов, принципы добровольной сертификации, регламент деятельности Росаккредитации и перечень полномочий органа.
Предпосылки к изменениям процедуры сертификации
Глобальные изменения в системе сертификации зрели давно и основная причина обновления правил – это инициирование борьбы с недобросовестными центрами сертификации. Такие учреждения много лет работали по «серой» схеме, выдавая разрешительные документы с нарушением регламента:
- не соблюдались минимальные сроки изготовления сертификатов соответствия(клиентов привлекали ускоренной процедурой);
- игнорировался сам регламент выдачи документов (схема прохождения процедуры оценки качества предельно упрощалась, многие этапы, в частности проведение лабораторных исследований, игнорировались).
Это приводило к тому, что организации осуществляли работу на основании сертификатов, но по факту не соответствовали критериям качества. Меры, принимаемые Федеральной службой по аккредитации (ФСА), не имели должного эффекта: по требованию контролирующего органа сертификационные центры закрывались, но выданные ими сертификаты соответствия продолжали действовать на протяжении нескольких последующих лет, приводя к обороту некачественной продукции.
Важные изменения в сертификации после выхода ПП РФ №300
Мартовские нововведения разрывают «серую» схему работы недобросовестных центров. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 300, сертифицирующие органы, чья деятельность признана недействительной, обязаны аннулировать вынесенные в период работы результаты, коими являются изготовленные сертификаты.
Росаккредитация, осуществившая проверку сертифицирующих центров, выносит органу-нарушителю официальное предписание. Оно добавляется в реестр. Также специальная отметка заносится в строку с данными о выданном сертификате. Контролирующий орган следит за исполнением нарушителем предписания. Если поставленные условия не выполняются в срок (компания не прекращает свою деятельность), то все выданные ранее от её имени сертификаты соответствия аннулируются.
Таким образом, процедура изменения правил включает в себя создание обновлённых принципов работы:
- введение понятия архивации результатов работы сертифицирующих органов (речь идёт о сертификате соответствия, декларации о соответствии, протоколе испытаний);
- наделение Росаккредитации правом проведения проверок органов сертификации, в том числе тех, которые прекратили свою деятельность.
В итоге,Правительство смогло выработать эффективный механизм борьбы с недобросовестными сертификационными центрами и заявителями, которые в данные организации обращаются. Помимо аннулирования выданных сертификатов, новые правила подразумевают административную ответственность в виде штрафов, налагаемую как на сертифицирующую организацию, так и на фирму-заявителя. Размер штрафных санкций зафиксирован на следующем уровне:
- 400 000 рублей – на юридическое лицо;
- 40 000 рублей – на должностное лицо (руководителя сертификационного органа).
Полномочия Федеральной службы по аккредитации на изменение статуса реестров сертификатов соответствия и деклараций
С введением новых положений, Росаккредитация и другие подведомственные учреждения Федеральной службы по аккредитации (ФСА), получили право изменять статус сертификатов соответствия и деклараций в общем реестре. Структуры уполномочены заносить в архив все результаты деятельности аккредитованных юрлиц или ИП без какого-либо уведомления.
Для внесения официальных документов в архив Росаккредитацией достаточно провести проверку аккредитованной компании, вынести предписание по результатам выявленных нарушений и опубликовать его в специальной информационной системе. Если общий срок теневой деятельности сертифицирующего органа установить не удаётся, в архив заносится вся документация, выданная данным органом за последний год.
Рассмотренные законодательные новшества направлены на ужесточение государственного контроля за деятельностью сертифицирующих органов. Цель Правительства – лишить уполномоченные компании возможности выдавать сертификаты по упрощённой схеме, с нарушениями регламентов. Благодаря усилению контроля и обновлению правил регулирования, планируется существенное снижение оборота некачественной продукции на территории России и всего Евразийского экономического союза.
Нововведения затрагивают всех участников сертификационного процесса. Так, новые правила вынуждают претендентов на сертификацию строго следовать букве закона и тщательнее выбирать сертифицирующие органы, во избежание аннулирования выданных сертификатов соответствия.